адм.д.№2(1)а - 1067/2021
№
Решение
Именем Российской Федерации
9 июля 2021 года г. Бугуруслан
Бугурусланский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Макуровой М.Н.,
при секретаре Башкевич Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Оренбургской области к Лобкареву Алексею Леонидовичу о взыскании обязательных платежей,
установил:
Межрайонная ИФНС России №1 по Оренбургской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лобкареву А.Л., указывая на то, что налоговым агентом АКБ «<данные изъяты>» в Инспекцию в соответствии с п.5 ст.226 НК РФ была представлена справка по форме 2-НДФЛ за 2019 год, согласно которой Лобкаревым А.Л. в 2019 году получен доход в сумме <данные изъяты> рублей по коду дохода 2611 «<данные изъяты>».
Согласно справки 2-НДФЛ сумма дохода, с которого налоговым агентом не был удержан налог, составила <данные изъяты> рублей, сумма налога, подлежащая уплате, составила 30838 рублей.
На основании полученной справки налоговым органом было сформировано налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№, которое было направлено в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ почтой. В установленный срок оплата налога не произведена. В соответствии со ст. 75 НК РФ, на сумму несвоевременно уплаченного налога начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 83,01 рублей.
В адрес административного ответчика инспекцией направлено требование об уплате налога и пени от ДД.ММ.ГГГГ№, которое не было исполнено в установленный срок.
Определением мирового судьи судебного участка №2 г.Бугуруслана и Бугурусланского района Оренбургской области от 12 мая 2021 года отменён судебный приказ от 13 апреля 2021 года о взыскании с Лобкарева А.Л. недоимки и пени.
Просит взыскать с Лобкарева А.Л., ИНН № налог на доходы физических лицу с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ: налог в размере 30838 рублей, пеня в размере 81,01 рублей, на общую сумму 30921,01 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца и административный ответчик не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. В административном иске представитель административного истца заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц, в соответствии с положениями ст.150, ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации Аналоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
По правилам ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.
В силу ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
По положениям п. 4 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действующей в период спорных отношении) налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из налогоплательщика при их фактической выплате.
Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Пунктом 2 ранее действовавшего Приказа Федеральной налоговой службы от 17 ноября 2010 N ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников" установлено, что сообщением о невозможности удержать налог и сумме налога является форма 2-НДФЛ.
Как разъяснено в пункте 8 "Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 октября 2015 года, разрешая вопрос о получении гражданином дохода при списании его задолженности как безнадежной, необходимо выяснять реальное существование и наличие документального подтверждения долга.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учёта в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истёк срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное заявление о взыскании подаётся налоговым органом (таможенным органом) в суд, если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования, при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней и штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, на основании решения Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 15 сентября 2014 года с Лобкарева А.Л., ФИО1. солидарно в пользу акционерного коммерческого банка <данные изъяты>» (ЗАО) взыскана задолженность по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 241065,13 рублей, в возмещение расходов по государственной пошлине по 2805,33 рублей с каждого.
ДД.ММ.ГГГГ Бугурусланским РОСП было возбуждено исполнительное производство в отношении Лобкарева А.Л. о взыскании с него в пользу АКБ <данные изъяты>» (АО) задолженности по кредитным платежам в размере <данные изъяты> рублей, №-ИП. Данное исполнительное производство было окончено постановлением судебного пристава-исполнителя Бугурусланского РОСП ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными. В ходе исполнительного производства частично взыскана сумма в размере 3500 рублей.
В соответствии с п.2 ст.266 Налогового кодекса Российской Федерации, безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:
невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Как усматривается из материалов дела, на основании решения правления АКБ <данные изъяты>» (АО) от ДД.ММ.ГГГГ, задолженность Лобкарева А.Л. по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 237215,35 признана безнадежной ко взысканию.
ДД.ММ.ГГГГ банком в адрес Лобкарева А.Л. направлено уведомление о необходимости подать налоговую декларацию в ФНС по месту жительства до ДД.ММ.ГГГГ с суммы возникшей у него материальной выгоды в связи с неисполнением решения суда. Одновременно Лобкареву А.Л. банком сообщено о направлении информации в ФНС о невозможности взыскания НДФЛ с суммы материальной выгоды, полученной им в результате невозврата задолженности в сумме <данные изъяты> рублей по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в МИФНС № 1 по Оренбургской области налоговым агентом АКБ «<данные изъяты>» (АО) подана справка о доходах и суммах налога физического лица на Лобкарева А.Л. за 2019 год с кодом дохода <данные изъяты>», суммой дохода <данные изъяты>, суммой налога, не удержанной налоговым агентом 30838 рублей.
На основании представленных налоговым агентом сведений налоговым органом было сформировано налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№, которое было направлено ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом в адрес налогоплательщика. В добровольном порядке уведомление не было исполнено в установленные сроки.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах н сборах дня уплаты налога, сборов, страховых взносов.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
За неисполнение обязанности по оплате налога налоговым органом на сумму несвоевременно уплаченного налога начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 75 НК РФ. Расчёт пени является арифметически верным, судом проверен.
В адрес административного ответчика инспекцией заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ направлено требование об уплате налога и пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ№, которое не было исполнено в установленный срок – до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением мирового судьи судебного участка №2 г.Бугуруслана и Бугурусланского района Оренбургской области от 12 мая 2021 года отменён судебный приказ от 13 апреля 2021 года о взыскании с Лобкарева А.Л. задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ на общую сумму 30921,01 рублей.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подано полномочным лицом, срок, установленный ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией соблюдён, задолженность по налогу и пени административным ответчиком в добровольном порядке до настоящего времени не оплачена.
В связи с чем, требования Межрайонной ИФНС России №1 по Оренбургской области о взыскании обязательных платежей, суд считает подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. В связи с чем, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от которой был освобожден административный истец при подаче административного иска в суд, в размере 1127,63 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Оренбургской области удовлетворить.
Взыскать с Лобкарева Алексея Леонидовича, ИНН №, налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 Налогового кодекса Российской Федерации: налог в размере 30838 рублей, пеня в размере 83,01 рублей, на общую сумму 30921 (тридцать тысяч девятьсот двадцать один) рубль 01 копейка
Взыскать с Лобкарева Алексея Леонидовича государственную пошлину в размере 1127 (одна тысяча сто двадцать семь) рублей 63 копейки в доход соответствующего бюджета, согласно нормативам отчисления.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бугурусланский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья М.Н.Макурова